Как определить, что тормозные диски нуждаются в замене?

Тормоза являются одной из важнейших систем безопасности во всей конструкции автомобиля. В случае дисковых тормозов любой отказ или повреждение диска может иметь катастрофические последствия. Многие водители задаются вопросом, как проверить , заменены ли уже тормозные диски ? К сожалению, многие просто судят о них «на глазок».

Список факторов, негативно влияющих на работу дисковой тормозной системы, можно продолжать долго. В случае с диском это могут быть механические повреждения, трещины, деформация или коррозия на поверхности трения. При возникновении любого из этих симптомов посещение механика не вариант, а необходимость. Систематический контроль толщины тормозного диска также должен войти в привычку водителя. Этот параметр настолько важен, что сами производители пришли к выводу, что информация о допустимой толщине диска в инструкции недостаточна. Все чаще минимально допустимая толщина диска применяется к периферии диска. Если значение падает ниже этого значения, тормозные диски изношены и подлежат замене.

Как понять, что пора менять тормозные диски?

Вы должны измерить их штангенциркулем. Износ фрикционного кольца всего на 2 мм с каждой стороны является сигналом к замене дисков. Старинная народная «мудрость» говорила, что щит хорош, пока не рассыплется. В итоге на диск приходилось 2, а то и 3 комплекта тормозных колодок . Почему такое поведение играет с огнем? Толщина тормозного диска влияет на его способность аккумулировать тепловую энергию, образующуюся при трении. Чем тоньше циферблат, тем меньше тепла он может аккумулировать, что делает его чертовски горячим. Отсюда деформации, а значит, прямой путь не только к повреждению диска, но и других элементов тормозной системы.

Деформации и замена тормозного диска.

Слишком тонкий диск и его перегрев – лишь одна из возможных причин деформации. К сожалению, причины могут быть не зависят от драйверов. Возможными причинами могут быть минимальная ошибка в конструкции, недосмотр в производственном процессе, повреждение при транспортировке или на складе. Однако к наиболее частым нарушениям, вызывающим деформацию тормозных дисков, относятся:

  • неправильная сборка,
  • неправильное обслуживание,
  • несоблюдение рекомендуемого момента затяжки болтов,
  • несоблюдение рекомендуемого момента затяжки колес,
  • неправильная обкатка новых тормозных дисков и колодок.

Зачастую деформация тормозного диска вызвана неправильным использованием или безответственным вождением. Слишком сильный «нагрев» диска, резкое его охлаждение из-за остановки в луже или отсутствие вентиляции тормозного диска в сложных условиях движения после серии торможений могут привести к его деформации.

Бывает, что тормозные диски и колодки не подобраны должным образом друг к другу. В этом случае коэффициент трения будет недостаточным и отрицательно повлияет на тормозной путь и температуру детали. Изношенные тормозные диски имеют большую склонность к деформации, что проявляется так называемым биением тормозных дисков. Это отчетливо ощущается при нажатии на педаль тормоза. Практически всегда это сигнал о том, что проблема в изношенных тормозных дисках и их необходимо заменить.

Также необходимо сказать, что среди возможных причин деформации тормозных дисков выделяют:

  • неисправная система подвески,
  • неисправность рулевого управления,
  • повреждение ступичных подшипников,
  • плохо отбалансированные колеса,
  • неправильно подобранные диски (недостаточное расстояние от оси).

Симптомы выхода из строя тормозного диска — биение тормозного диска.

Если тормозной диск находится в плохом состоянии, это может привести к биению. Это чувствуется и на руле, который вибрирует во время движения, и на педали тормоза. Важно отметить, что вибрации будут иметь возрастающую частоту с увеличением скорости.

При появлении этих двух симптомов следует как можно скорее заняться тормозными дисками для собственной выгоды. Некоторые из их неудач прогрессируют со временем, и их трудно обнаружить.

Речь здесь идет именно о тех, которые возникают в результате неправильной сборки. Бывает, что ошибка механика может проявиться только после пробега более 1000 километров, а до этого она негативно влияет на взаимодействующие элементы системы, вызывая их более быстрый износ.

Однако может случиться так, что сильно изношенный тормозной диск при очень высоких механических нагрузках сломается. Это серьезный сбой, который может очень быстро разрушить всю систему. Чаще всего такие экстремальные ситуации являются результатом халатности водителей, которые не проверяют регулярно состояние тормозной системы.

Чаще всего диск трескается из-за сильного перегрева. При более сильном торможении с высокой скорости, либо в результате длительного нажатия на тормозную колодку на спусках очень сильно нагревается рабочая часть диска. При этом температура нерабочей части намного ниже, что вызывает механические напряжения. Они вызывают трещины диска, которые называются термическими трещинами. Их можно узнать по характерному голубоватому налету на рабочей части щитка, что свидетельствует о сильном перегреве. Редко, но бывает, что поломка диска вызвана производственным браком, а именно дефектом литья. Если толщина диска недостаточна, он может треснуть по окружности, в результате чего кольцеобразная часть диска отвалится от части, прикрепленной к ступице колеса.

Неисправности тормозных дисков и тормозных колодок.

Тормозные колодки необходимы для процесса трения. Их состояние напрямую влияет на состояние тормозных дисков и наоборот. Езда на изношенных тормозных колодках приведет к тому , что металлическая основа колодки будет тереться о рабочую поверхность диска, что приведет к его необратимому повреждению.